Жалельщикова Елена Александровна- музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №441 Кузнечик город Нижний Новгород

Художественно- эстетическое развитие дошкольников через танец.

1 слайд:

Вашему вниманию представляется опыт работы  педагога дополнительного образования  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №441 д/с « Кузнечик» Советский район г. Нижний Новгород- Рукавишникова Вячеслава Игоревича..

Образование высшее педагогическое- Университет им. Лобачевского,  общий педагогический стаж- 15 лет ,квалификационная категория- первая.

2 слайд:

Тема моей  работы - «Художественно- эстетическое развитие  дошкольников через танец».

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцами учат понимать и создавать прекрасное, развивает образное мышление, фантазию. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эмоциональных впечатлений ребенка, формирует его «художественное Я»

3 слайд:

Цель работы:
Всестороннее развитие ребенка- формирование способностей и качеств личностей, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи:

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Становление эстетического отношения к окружающему миру.


Формирование элементарных представлений о танцевальных жанрах.


Восприятие музыки, танца.


Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (танцевальной и музыкальной).


Ожидаемый результат:


У воспитанников:
• повысить качество усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности и вне её (умение различать различные жанры музыкальных произведений (пляска, вальс, полька, марш) ;
• проявление интереса к танцу и желания танцевать;
• активизировать эмоциональную отзывчивость;
• проявление творческого самовыражения в танце.


У родителей :
• повышение музыкальной и хореографической культуры;
• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.


У  педагогов :
• повышение уровня компетентности в музыкальной и хореографической деятельности;
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• творческое использование танца в различных видах детской деятельности.


4 слайд:


Этапы  работы:


1этап- (август2014 года) Подготовительный - стартовое диагностирование, изучение и подбор методической литературы, выбор методики, комплексное планирование работы;


2 этап- ( сентябрь 2014- апрель 2015 )Формирующий -создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников:  оформление ППРС,  взаимодействие с  детьми, родителями, педагогами ,социумом;


3 этап- (апрель-май 2015 ) Заключительный - повторная диагностика, анализ работы, подведение итогов, планирование перспективы работы.


Направления  работы:


Ритмика;


Игровые- шуточные танцы;


Танцы народов мира;


Современные детские танцы;


Бальные танцы.


5 слайд:


На 1 этапе работы с детьми 2-х старших и 2-хподготовительных  групп (100 детей) была проведена стартовая диагностика  методом наблюдения по следующим критериям оценки, разработанной Элеонорой Павловной Костиной:


развитие музыкального восприятия

развитие музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений

развитие у детей согласованию движений с характером музыкального произведения

развитие пространственных и временных ориентировок

уровень развития музыкально-ритмических умений и навыков через игры, пляски и упражнения

развитие художественно-творческих способностей.

По итогам диагностирования, получили следующие результаты: у 60 детей(60%)- средний уровень развития , у 8 детей(8%)- высокий уровень развития, у 32 детей ( 32;)- низкий уровень развития художественно- творческих способностей.

По итогам диагностики можно  сделать вывод, что  необходимо создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию через танец, которое  обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации в творчестве.

 6 слайд:

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию
состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

• Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• Создание условий для художественно-эстетического воспитания 
(кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание 
предметно - развивающей среды);
• Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
• Координация работы с другими учреждениями и организациями.
Обновление содержания образования.

7 слайд:

Программно- методическое обеспечение:

Работа в  строится в соответствии Образовательной программы  в сочетании с технологиями  программ:


Программа музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костина

Буренина А.И. «Топ, хлоп, малыши. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию»

Зарецкая Н.В. Танцы в детском саду

Руднева С., Фиш. Э. Ритмика.

 Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально – игровая гимнастика для детей».

 

 

Принципы работы:

Принцип дидактики («построение» учебного процесса от простого к сложному).

-  Принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания

программы к реальным условиям деятельности детского объединения).

- Принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий).

- Принцип творчества и успеха  – индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности воспитанников.

 

8 слайд:

Программа работы рассчитана на 3 года обучения с ежегодным усложнением курса обучения.
Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности занятия 30 минут.
Содержание программы.
1. Теория.
Вводное занятия. -1час.
А) Организационная работа.
Б) Техника безопасности.
В) История танца.
2. Азбука музыкального движения-4 часа.
А) Вырабатывать осанку, умение держать голову и корпус прямо.
Б) Различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз.
В) Учить передавать в движении простейший ритмический рисунок.
Г) формировать понятие о трех жанрах музыки: марш-танец- песня.
Д) Воспитывать дружеские взаимоотношение в танцах, умение подчинять свои интересы интересам всего коллектива.
3. Ритмика-4 час.
А) Характер музыки.
Б) Темп музыки.
В) Динамика.
Г) Метроритм.
4. Разучивание танцевальных движений-7 часов.
А) Шаг и бег в различных рисунках.
Б) Разучивание музыкальных движений, включающие коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмические движения для дальнейшего использования при разучивании танцев.
5. Разучивание танцев-10 часа.
А) Полька.
Б) Новогодний
В) Вальс

Г) Вальс
Д) Современный на усмотрение преподавателя.
6. Спортивно-акробатическая азбука- 4 часов.
А) Растяжки Б) Спортивные –акробатические элементы.
9. Концертные выступление-3 часа.
А) Выступление на Новогоднем празднике.
Б) Выступление на 23 февраля, 8 марта.
В) Выступление на отчетном концерте.

 

9 слайд:

На 2 этапе  в  работе были  использованы  приоритетные виды  занятий:


учебное занятие;

занятие – игра ;

открытое занятие ;

класс – концерт;

занятие – путешествие.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:


Организационная часть:  поклон-приветствие, построение.

Основная часть: разминка, разучивание и повторение танцевальных элементов.

Заключительная часть: игра, релаксация, поклон-прощание

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:


коллективная

 групповая

 подгрупповая

 парная

индивидуальная

подготовка к сольному номеру

10 слайд:

Методы:

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

 Например, объяснительно-иллюстративный метод вызывает исполнительские, репродуктивные действия («Танцуй, как я показываю». — Ребенок точно следует указаниям).

Метод объяснительно-побуждающий ориентирует на самостоятельный поиск («Послушай пьесу, подумай, какого она характера. Двигайся в танце, как тебе подсказывает музыка»).

Игровой метод;

Метод ИКТ (использования компьютерных технологий)

11 слайд:

На 2 этапе работа по художественно-эстетическому развитию детей  осуществляется через различные виды и формы взаимодействия с детьми  


во время занятий;

в процессе музыкальных развлечений, праздников;

в самостоятельной деятельности;

на различных фестивалях и конкурсах.



12 слайд:


Виды и формы взаимодействия с родителями:


Дни открытых дверей

Консультации на сайте ДОУ

Родительские собрания

Информационные дни с использованием ИКТ

Участие в праздниках

Анкетирование и другие .

13 слайд:

Виды и формы взаимодействия с педагогами ДОУ и социумом:


Педагогические советы

 Совместное комплексно-

тематическое планирование

 фестивали ,конкурсы и праздники

 методические объединения

 школа молодого педагога

 экскурсии в ДШИ №6

 представление опыта работы на районном, федеральном уровнях (публикации на сайте МААМ).

14 слайд:

Очень важным компонентом системы по созданию условий художественно- эстетического  развития детей является Пространственная предметно-развивающая среда.

При создании ППРС необходимо учитывать требования ФГОС:


 Насыщенность

Вариативность

Трансформируемость

Полифункциональность

Доступность

Безопасность

Создавая условия для самостоятельной деятельности детей ,совместно с музыкальным руководителем, воспитателями , психологом осуществлялся подбор музыкальных произведений , дидактических игр( их к сожалению очень мало-  «Три кита»- на определение музыкальных и танцевальных жанров), альбомов и папок передвижек с иллюстративным материалом. Большую помощь оказывают родители: в каждой группе есть магнитофон или музыкальный центр, «Уголок  ряжения»  так же пополняется благодаря родителям.

15 слайд:

Различные атрибуты ( ленточки, платочки, султанчики), костюмы, оформление зала- так же составляют ППРС.

16 слайд:

На 3 этапе была проведена итоговая диагностика , которая превзошла ожидаемые результаты. Как видно из сравнительной сводной диаграммы произошла положительная динамика- низкий уровень развития художественных творческих способностей снизился на 27%; высокий уровень развития увеличился на 57%, средний уровень стал составлять 30%. 

Искусство  танца  великолепное  средство  воспитания  и  развития  маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности.

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций,  которые  в  свою  очередь  раскрепощают  ребенка,  делают  его  поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ваш ребенок заметно преоб-разится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм,

понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия.

17 слайд:

Выводы: Искусство  танца  великолепное  средство  воспитания  и  развития  маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций,  которые  в  свою  очередь  раскрепощают  ребенка,  делают  его  поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и можно  заметить , что ребенок заметно преобразится: появляются гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, ребёнок начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него развивается художественный вкус, творческая фантазия.

Итоги работы:

У воспитанников:
• повысилось качество усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности и вне её (умение различать различные жанры музыкальных произведений (пляска, вальс, полька, марш) ;
• появился интерес к танцу и желание танцевать;
• активизировалась эмоциональная отзывчивость;
• проявилось творческое самовыражение в танце.

У родителей наблюдается:
• повышение музыкальной и хореографической культуры;
• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.

Упедагогов наблюдается :
• повышение уровня компетентности в музыкальной и хореографической деятельности;
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• творческое использование танца в различных видах детской деятельности.

Перспективы работы


Продолжить работу в данном направлении в условиях педагогического сотрудничества

Пополнение материально-технической базы ( аудио - техника, атрибуты и костюмы)

Разработать и апробировать программу дополнительного образования «Танцы малышам»

 

18 слайд:

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 


6 мая 2015 в 12:47

Прикреплённые файлы:

Документ: Художественно- эстетическое развитие дошкольников через танец.

Описание файла:

Файл называется: atestacija_ne3pt.pptx

Это официальный файл организации «Жалельщикова Елена Александровна- музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №441 Кузнечик город Нижний Новгород», в нём содержится Художественно- эстетическое развитие дошкольников через танец..

Размер файла: 8,36 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.