1 слайд:
Вашему вниманию представляется аттестационная работа музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №441 д/с « Кузнечик» г. Нижний Новгород – Малой Ю.А, образование высшее педагогическое,стаж 13 лет, квалификационная категория- соответствие должности по теме: « Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора». Заявленная квалификационная категория- первая.
2 слайд:
АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы проявляется в том, что именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
3 слайд:
Существует множество мнений о роли музыкального фольклора в художественно-эстетическом развитии ребенка, его музыкальности. Известный музыковед Е.В. Крятковский так определяет роль музыкального фольклора по данной проблеме:« Русский музыкальный фольклор входит в сознание человека как художественно-эстетическая ценность, как явления прекрасного, формирует «вторую природу»… поэтому в становлении личности каждого ребенка. общение с народным искусством необходимо».
Еще с раннего возраста ребенок соприкасается с образцами музыкального фольклора , слыша из уст матери колыбельные( « Баю- баюшки, баю»),пестушки ( « Идет коза рогатая», « Ладушки»), потешки на 2-м году жизни ( « Сорока –сорока»), прибаутки 3-4 года (« Маша- радость наша», « Расти коса до пояса»)дразнилки (« Дождик –дождик пуще»). Именно в песенном фольклоре дети знакомятся с окружающим миром. Песенный фольклор близок детям по певческому диапазону ( до-фа 1 октавы) и дети,еще даже не умея петь, непроизвольно готовят голосовой аппарат, внутренне пропевая за взрослым простые мелодии ( нисходящая диатоническая линия, повторы)
Игровой фольклор занимает ведущее место в младшем возрасте. Игра – важнейшее средство для развития полноценной личности ребенка. В младшем возрасте – это хороводные игры (« Каравай», « Карусель») и игры-догонялки (« У медведя во бору», « Кот и мыши»). В нашем случае, именно для развития музыкальности, используются игры с песенным-текстовым сопровождением или берутся игры в фольклорном музыкальном оформлении по принципу яркой контрастности (тихо-громко, медленно-быстро, высоко низко) – для развития музыкально-сенсорных способностей ( ритмические, динамические и звуковысотные).
Календарный фольклор – это присутствие и интерактивное участие малышей в календарно-обрядовых праздниках детского сада. Это прекрасное средство для развития музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости .
Танцевальный фольклор - представлен хороводами и простейшими плясками, соответствующих возрасту ( « Сапожки», « Где же наши ручки»)
Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах прежде всего развивают музыкально-сенсорные способности ребенка .
Песенный фольклор(колыбельные, попевки, пестушки, дразнилки и т.д.)
Игровой фольклор
Календарный фольклор(колядки,заклички,веснянки)
Танцевальный фольклор – хороводы, танцы.
Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах(ложки, трещотки,бубны, свистульки и т.д.).
4 слайд:
Цель моей работы по данному направлению :
Создание условий для возникновения предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения музыкального фольклора
Задачи, выбранные для осуществления цели:
Создание условий для развития творческих способностей дошкольников;
Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
Знакомство детей с традициями и образами народа;
Создание условий для развития эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности
Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традиций русского народа сообразно возрасту (масленица, детская пасха, рождество);
Воспитание эстетических чувств;
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству
• Предполагаемые результаты:
• Для воспитанников:
• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности и вне её;
• появление интереса к русской музыкальной культуре;
• активизация эмоциональной отзывчивости;
• проявление творческого самовыражения.
Для родителей:
• повышение музыкальной культуры;
• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.
• Для педагогов:
• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• творческое использование образцов музыкального фольклора в различных видах детской деятельности.
5 слайд:
Работа в данном направлении включает в себя 3 этапа:
1 этап Подготовительный- представляет собой анализ проблемы и стартовую диагностику.
2 этап Основной – включает в себя: выбор программно- методического обеспечения и методов
Планирование взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, социумом
Создание ППРС
3 этап - это итоги работы . Он представлен итоговой диагностикой, выводами, перспективой работы.
6 слайд:
Направления по ознакомлению с фольклором в детском саду:
Слушание народной музыки, песен;
Знакомство с музыкальными играми и хороводами;
Знакомство с народными музыкальными инструментами;
Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
7 слайд:
На 1 этапе работы был проведён мониторинг уровня развития интегративных качеств – образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» раздел
« Музыкальное развитие».Мониторинг проводился по следующим критериям:
1.Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Поет, не отставая и не опережая других;
2.Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо — громко);
3.Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами; 4. Различает
и называет музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, погремушки, металлофон.
Критерии оценки:
1балл (низкий уровень) — ребенок не может выполнить все предложенные задания, по-
мощь взрослого не принимает;
2балла(средний уровень) — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной
помощью взрослого;
3 балла(высокий уровень) — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
На 1 этапе диагностировалось группа детей младшего дошкольного возраста в количестве 19 человек. Мониторинг проводился подгруппами, методом наблюдения. По итогам мониторинга выявлен небольшой процент с высокий уровнем развития у 21,05% детей (4 ребёнка);средний уровень развития у большинства детей- 68,42%(13 детей); низкий уровень развития у 2 детей- 10,53%- достаточно большой процент.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна в решении проблемы и приобретение ребенком совокупности культурных ценностей через музыкальный фольклор будет способствовать развитию интегрированных свойства личности ребёнка и развитию его музыкальных способностей.
8 слайд:
Программно- методическое обеспечение работы на данном этапе работы состояло из:
• Программы обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и
• Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.Л.Костиной.
• Очень интересной, полной и отвечающей региональному компоненту стала Парциальная программа «Мой родной дом» Э.Л.Костиной, Н.Н.Кочневой, Л.А.Семиковой (тематический блок-«Мой родной дом – семья» (4-й год жизни).
9 слайд:
В совместной досуговой деятельности с детьми использовалось комплексно- тематическое планирование, в соответствии с годовым планированием нашего ДОУ :
СЕНТЯБРЬ – Нижегородская ярмарка (фольклорное развлечение ко дню города)
ОКТЯБРЬ – осеннее лукошко (фольк. Развл. )
Чудо – репка (сказка –шумелка)
НОЯБРЬ – В гости к Петрушке (знакомство с народными инструментами)
ДЕКАБРЬ – Зимние забавы
ЯНВАРЬ – Рождество
ФЕВРАЛЬ – Масленица
МАРТ – Зайкина избушка
АПРЕЛЬ – Детская Пасха
МАЙ – Встреча птиц
ИЮНЬ – « Праздник березки»
ИЮЛЬ – « Теремок» (театр – «Би-ба-бо»)
АВГУСТ – « В гости к Петрушке»( знакомство с народными инструментами)
С родителями СЕНТЯБРЬ – нижегородская ярмарка
ОКТЯБРЬ – « Как приучить ребенка к музыкальному фольклору»
НОЯБРЬ - « Озвучиваем сказку»
ДЕКАБРЬ – « Зимние забавы»
ЯНВАРЬ – Рождество
ФЕВРАЛЬ – Масленица
МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ – « Народные игры и забавы для малышей»(папка-передвижка)
10 слайд:
На 2 этапе- Использовались вариативные формы музыкальной деятельности детей в соответствии с новыми требованиями ФГОС, это в начале года повторение вариативных форм музыкальной деятельности детей раннего возраста:
Игры-эксперименты со звуками
Предметное коллекционирование
Музыкально-игровые приемы (звукоподражание)
Музыкально-литературные загадки
Музыкальные пальчиковые и логоритмические игры
Музыкально двигательные игры-импровизации
Музыкальные сказки – шумелки.
А с ноября – для детей 3-4 года:
Музыкальные игры-фантазии
Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе
Игры – путешествия и игры – эксперименты
Музыкально-дидактические игры
Игры – этюды по мотивам музыкальных произведений
Хороводная игра
Концерты – загадки
Ситуации с ролевым взаимодействием
11 слайд:
Особое внимание в своей работе мы уделили укреплению связей с родителями. Мы добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, участвуют в конкурсах по изготовлению самодельных музыкальных игрушек и элементов костюмов но и проводят совместно с воспитателем занятия, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, информационных днях в ДОУ.
Виды и формы взаимодействия с родителями:
1. ОТКРЫТЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ занятия. На открытой музыкальной НОД можно предложить родителям стать участниками детского оркестра, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую им песню, или спеть свою любимую песню. «Гость группы» - комплексное НОД с участием родителей для ознакомления с профессиями музыкантов, национальными обычаями, музыкальной культурой и т.д.
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ включает выступление музыкального руководителя, экскурсию по детскому саду (просмотр музыкальных зон, оборудования музыкального зала), проведение досугов.
2. КОНСУЛЬТАЦИИ. Помощь в организации музыкального воспитания ребенка дома. «Музыка в семье дошкольника», «Как определить уровень музыкальных способностей вашего ребенка», «Приемы развития певческого голоса» и т.д.
3. РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ. ОБЩИЕ (2 раза в год) Установочное собрание: информация о ДОУ, сотрудниках, программах-технологиях, планах на предстоящий год, организационные вопросы. Итоговое: подведение итогов прошедшего года, обсуждение планов на следующий год, организационные вопросы. Групповые (4 раза в год установочное, текущие, итоговое). Обсуждение вопросов, связанных, например, с подготовкой к празднику, организацией совместного посещения музыкального спектакля, кукольного театра, циркового представления и т.д.
4. Информационные дни с использованием ИКТ. «Домашний оркестр музыкальных инструментов» «Кукольный спектакль в семье» «Как и какую музыку слушать с детьми дома?», «Самодельные музыкальные инструменты», «Организация домашней фонотеки», и т.д. для родителей, которых интересуют данные темы.
5. УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКОВ И ВЕЧЕРОВ ДОСУГА. Совместные праздники и развлечения. Всегда найдутся родители, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Музыкальный руководитель и воспитатель могут обсудить с ними план проведения праздников, или развлечений, пригласить на репетиции, поручить исполнять определенные роли или подготовить кукольный спектакль, сшить костюмы.
Родители, могут поддерживать своих детей во время праздников с помощью «улыбок», «веселых сердечек» из бумаги или картона, серпантина, конфетти, надувных язычков и т.п. Им можно поручить имитировать стук дождя, грома, маленькими зеркальцами изображать «блеск сокровищ», подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и многое другое.
а/ СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Это может быть маленький концерт с участием взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок и веселые сценки из семейной жизни. При подготовке необходимо составить программу, подобрать музыку, старшие дети могут принять посильное участие в изготовлении открыток, сувениров, украшению комнаты.
б/ ДОМАШНИЙ ТЕАТР Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки, или изготовив кукол вместе с детьми (дерева, картона, ткани)
в/ РАЗВЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКИ. Совместное пение, слушание музыки, слушание сказок, или пение взрослых для детей, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-драматизации (Каравай, У медведя во бору ). С помощью этих инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения (например: Отстучать палочками, брусочками свое имя, имя мамы, папы, ритм знакомых попевок, песен.
г/СОЗДАНИЕ ДОМАШНЕГО ОРКЕСТРА. Для этого подойдут, бубны, колокольчики, деревянные, металлические ложки, детские погремушки, бутылки, игрушки из бросового материала.
6. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ с повышенными познавательными потребностями.
7. «ВЗРОСЛЫЕ – ДЕТЯМ» показ театральных представлений, кукольных спектаклей силами сотрудников и родителей.
8. СОЗДАНИЕ СТЕНДА для родителей, ВЫПУСК РЕКЛАМНОГО БУКЛЕТА, РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ В ПЕЧАТИ, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ,, подготовка материалов на доску для родителей в группах, ПУБЛИКАЦИИ, участие (если есть) в ежемесячной газете ДОУ, консультации по телефону создание горячей линии.
9. АНКЕТИРОВАНИЕ «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребенка Вам необходима?» «Музыкальное воспитание в ДОУ - плюсы и минусы?» и т.д.
10. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ. (на доску для родителей)
11. ВЫСТАВКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ - тематические, выставки посвященные праздникам, памятным датам, групповые выставки « Своими руками к празднику» (поделки, изготовленные детьми и их родителями), «Нетрадиционные музыкальные инструменты» (из бросового материала), «Музыкально-дидактические игры»
13. ГРУППОВЫЕ СТЕНДЫ «День рождения ребенка в семье», «Художественно-эстетическое воспитание».
14. РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ ПО ИНТЕРЕСАМ (по желанию родителей) «Красота и здоровье», пикники и др. мероприятия по запросам родителей: КВН, «День музыки», праздник «Мама папа я – музыкальная семья», музыкальные гостиные, тематические вечера «Путешествие в мир искусства» «Музыкальные приключения»
15. СПОНСОРСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ в оснащении развивающей среды.
12 слайд:Взаимодействие с педагогами и социумом осуществлось через:
Педагогические советы, совместное комплексно-тематическое планирование, фестивали, методические объединения, школа молодого педагога, отчётные концерты ДШИ №6 , представление опыта работы на районном, федеральном уровнях (публикации на сайте МААМ).
13 слайд:
Создание пространственной предметно- развивающей среды осуществляется путём подбора музыкальных- дидактических игр, красочно оформленных файловых папок с изображением «Сказок- шумелок»- для экспериментирования. коллекций музыкальных шумовых инструментов для самостоятельного творчества и многое другое.
14 слайд:
Для создания музыкального пространства группы большую помощь оказывают родители. В каждой группе есть музыкальный центр и фонотека по фольклорной тематике.
15 слайд:
Методы работы использовались как
Традиционные:
 ИГРОВЫЕ
 СЛОВЕСНЫЕ
 НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЕ
 ПРОДУКТИВНЫЕ,
Так и Креативные:
 СКАЗКОТЕРАПИЯ
 СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕБНЫХ
СИТУАЦИЙ
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
 ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ
УПОДОБЛЕНИЕ.
17слайд:
На данном слайде пример использования метода ИКТ для создания условий творческого проявления в игре на шумовых инструментах и развития чувста ритма.
18 слайд:
3 этап работы- заключительный :итоговая диагностика, подведение итогов и планирование перспективы работы.
По результатом повторной диагностики высокий уровень развития интегративных качеств образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»- раздел «Музыкальное развитие» - почти у 79% детей; у 15,74%- средний уровень развития, и у 1 ребёнка-5,34%- низкий уровень развития.
В сравнительной сводной диаграмме наблюдается большая положительная динамика развития музыкальности детей, из чего следует вывод, что
именно музыкальный фольклор является прекрасным средством развития всех интегративных качеств, творческих способностей и музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.
19 слайд:
В итоге наблюдается более чем положительная динамика в художественно- эстетическом развитии детей младшего возраста, из чего можно сделать вывод, что использование музыкального фольклора положительно сказывается на развитии музыкальности детей младшего возраста, а именно:
У детей
• повысилось качество усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности и вне её;
• появился интерес к русской музыкальной культуре;
• активизировалась эмоциональная отзывчивость;
• проявилось творческое самовыражение.
У родителей наблюдается:
• повышение музыкальной культуры;
• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.
У педагогов произошло:
• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• творческое использование образцов музыкального фольклора в различных видах детской деятельности.
Продолжение работы в данном направление, освоение следующих ступеней развития музыкальных и интегративных качеств дошкольников 4 и 5 ступени по «Камертону» и модули « Я и детский сад».» « Я и мой город» по парциальной программе «Мой родной дом»- вот перспективы моей дальнейшей деятельности, как музыкального руководителя.
20 слайд: Спасибо за внимание!