Игровой проект "Симфония игрушек".
Жалельщикова Елена Александровна -
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад№441"Кузнечик"
Советский район, Нижний Новгород.
Как познакомить детей с классической музыкой, со звучанием инструментов симфонического оркестра так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп?
К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию игровую « оболочку».
Так возникла идея о создании игрового проекта «Симфония игрушек», в котором дети в игровой форме знакомились бы с инструментами. Особенностью проекта стало использование ИКТ технологий.
Вид проекта:
• краткосрочный ( 2 недели мая 2015 года)
• творческий
• групповой
Участники: дети старшего возраста,родители, музыкальный руководитель.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру искусства- классической музыке с использованием ИКТ технологии.
Задачи: развитие музыкальных способностей, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Этапы:
1 этап подготовительный - знакомство с историей создания "Симфонии игрушек" Леопольда Моцарта, эмоциональное восприятие и накопление музыкальных впечатлений от прослушивания музыкальных фрагментов;
2 этап формирующий - самостоятельный подбор детьми музыкальных игрушек, разучивание партитур, создание музыкальным руководителем учебной мультимедийной презентации "Симфония игрушек";
3 этап заключительный - представление продуктов проекта: выступление дошкольников на празднике, посвящённому выпуску детей в школу перед родителями, презентация проекта и мультимедийной презентации музыкальным руководителем на педагогическом совете в ДОУ.
1 этап- подготовительный:
Дети с большим интересом воспринимали и накапливали музыкальные впечатления от прослушивания музыки , истории создания и исполнения «Симфонии игрушек» маленьким Моцартом, особенно когда узнали, что композитору было столько же лет, как и им - всего шесть. Уже в четыре года чудо- ребёнок сочинил свой первый концерт для клавесина. Маленький Моцарт играл, кроме того, на скрипке и органе, но очень боялся звучания обычной трубы. Еще в раннем детстве он завоевал европейскую славу, выступая с гастролями с сестрой и отцом во многих странах. К счастью, отец был превосходным педагогом, умело направлявшим развитие гениально одаренного ребенка. Такого внимательного и чуткого воспитателя не имел ни один композитор XVIII века. Отец, прекрасно понимая, насколько труден для сына такой образ жизни, упорно продолжал гастроли. В этом проявилось не только желание заработать: он думал создать сыну европейскую известность, чтобы тем самым облегчить его жизнь в будущем.
Брат и сестра выступали перед самой изысканной публикой — в Версале их слушал Людовик XV, в Париже маркиза Помпадур, в Лондоне королевская чета, в Голландии принц Оранский. Маленький Моцарт выступал и как исполнитель на клавире — один и с сестрой в четыре руки, и как скрипач. В программах концертов были не только произведения, выученные заранее, чужие и собственные, которые он сочинял непрерывно, несмотря на постоянные переезды и огромное утомление от концертов. Одним из таких произведений и стала «Детская симфония игрушек».
Симфония игрушек или Детская симфония (нем. Kindersinfonie, оригинальное название Berchtoldsgaden-Musik, известна как Cassatio ex G) — оригинальное шуточное камерное произведение. Приписывалась Йозефу Гайдну, однако часть исследователей считают её автором Леопольда Моцарта- отца известного композитора. Также существует мнение, что её автор — австрийский монах Эдмунд Ангерер (1740—1794).Однако, большинство музыкантов считают, что что музыка «Детской симфонии» однозначно принадлежит Леопольду Моцарту, а аранжировка некоему Райнпрехтеру, его ученику. Происхождение этого произведения связывается с городом Берхтесгаден, центром производства игрушек, само сочинение предназначено для рекламных целей. Моцарт-отец направил игрушечных дел мастеров к своему ученику и разрешил ему переработать отдельные части своей «Детской симфонии».
2 этап —формирующий:
Каким же открытием для наших детей стало, что кроме инструментов струнного оркестра в симфонии используются детские игрушечные инструменты — кукушка, барабан, трещотка, труба, треугольник( причём , дети самостоятельно «на слух» определяли звучание детских шумовых инструментов). В этом и заключалась проблемная ситуация для детей, почему у симфонии такое необычное название. Дети самостоятельно выбирали себе инструменты, прислушиваясь к звучанию оригинала, разучивали партитуры, проявляя творчество и развивая тембровый, динамический и ритмический слух.
3 этап- заключительный:
Однако, для слаженности звучания , по мнению детей , конечно , был необходим дирижёр! Таким «Дирижёром» стала учебная мультимедийная партитура, синхронизированная с музыкальным отрывком «Симфонии игрушек», так же выбранная детьми для исполнения на празднике , посвящённом выпуску в школу.
Кульминацией проекта стало совместное музыцирование детей и родителей на празднике.
Так современный метод ИКТ и игровые технологии помогают нашим детям и родителям знакомиться с музыкальным классическим наследием. simfonija_0mflh.pptx